И ходил Иисус по всем городам и селениям… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф. 9, 35
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Дело нашего спасения совершается таинственной встречей Божественной благодати и нашей собственной воли, устремляемой ко Господу. Нам даровано счастье жить в мире, уже искупленном Пречистой Кровью Спасителя, и врата райские отверсты для нас. Но это вовсе не значит, что мы можем сидеть сложа руки и ждать, пока Господь Сам просветит нас и выведет из мрака к бессмертному сиянию. «Под лежачий камень и вода не течет», – говорится в пословице. На то и дана нам свободная воля, чтобы мы всеми силами искали Господа, а найдя – следовали за Ним.
Вот так же в евангельском повествовании два слепца неотступно следовали за Спасителем и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! (Мф. 9, 27). Не видя Господа телесными очами, они душой чувствовали великую Его силу и понимали: в Нем прозрение, в Нем свет, в Нем спасение. И они торопились следом, боясь отстать, неустанно взывая о помиловании, ибо всем сердцем жаждали этого света.
Христос не сразу откликнулся на прошения слепцов, как бы испытывая их. Медлил Господь для их собственной пользы, ибо по мере того, как умножались молитвы слепцов, истовее становилась их надежда и крепла их вера. И вот, когда Спаситель наконец обратился к ним с вопросом, они воззвали к Нему уже не «Сын Давидов», но – «Господи!», исповедуя Его Владыкой мира. И тогда по вере этих слепцов было ниспослано им чудо прозрения.
О чем молили слепцы Господа Иисуса? Они не жаловались на свое несчастье, не требовали вернуть им зрение, они просили: «Помилуй нас!» Это было величайшее прошение о милости – о той всеобъемлющей Божественной милости, при которой невозможны никакая скорбь, никакое страдание, никакая слепота.
Эти люди с невидящими глазами, но со зрячими душами сами участвовали в собственном исцелении – трудом неустанной молитвы и подвигом веры. Их души простерлись навстречу Спасителю – и Господь принял их. Так заслужили они прозрение, стяжали дар Божий. Так же, а не иначе достигается Царствие Небесное, по слову Священного Писания, лишь употребляющие усилие снискивают Его.
Стоячий пруд зарастает тиной, загнивает и в конце концов превращается в зловонное болото. Подобно этому ленивая душа губит в себе все живое и погибает сама. Душа же трудолюбивая и ищущая подобна полноводной реке, живой и животворящей, и как река в неустанном стремлении достигает великого океана, так и душа стремящаяся становится достойной бессмертного блаженства в Царстве Небесном.
Господь наш Иисус Христос ходил по земле, исцеляя слепых и немых, расслабленных и кровоточивых. Страдания этих людей были тяжки, болезни их жестоки, но не смертельны. Благо тем страждущим и болящим, чья боль служит к просветлению их внутреннего мира, заставляет их воззвать ко Господу. Однако есть недуг поистине ужасающий: это душевное заболевание людей телесно здоровых, житейски благополучных, но утративших способность желать высшего, чем здоровье и благополучие. Такая болезнь ведет не просто к смерти, но к вечной погибели.
Дарованную от Бога свободу воли человек может обратить и в высочайшее благо, и в низменное зло. Волевой порыв к Небу окрыляет, движет человека к высотам совершенства, но если свободная воля направлена только на земное, она, по слову аввы Пимена, становится «медной стеной между человеком и Богом».
Евангельские слепцы неотступно следовали за Господом и обрели прозрение. Но как часто мы сами накладываем черную повязку на свои духовные очи, потому что жить так кажется нам уютнее и спокойнее. Иные говорят, что неверующий не виноват в своем неверии. Это не так.
Те два слепца могли и не искать Спасителя, могли устать от долгих прошений, потерять надежду, отстать и свернуть на другую дорогу, но тогда они навеки остались бы слепыми. Духовная слепота несравненно горше телесной, однако чем поможет Божественный Врач, если больной сам не стремится к выздоровлению?
Неверие – бельмо на глазах современного мира. Отсюда – скепсис и цинизм, преступность и порочность, жестокость и равнодушие, страх перед жизнью и отчаяние на пороге смерти. Тот, кто не знает Бога, не живет, а влачит неосмысленное существование хищного или преследуемого, сытого или загнанного животного. Неверующий человек глубоко несчастен, а самое страшное для него – если он не сознает этого несчастья и не стремится от него избавиться.
Каждому, кто искренне и ревностно ищет смысл жизни, рано или поздно открывается путь Богопознания. Жизнь обессмысливается лишь для тех, кто закоснел во прахе смертного мира и удовлетворился им, – только тогда земное бытие представляется хаосом случайностей, а смерть земного тела – уничтожением всего человека. Каждого из нас Господь сотворил способным к постижению высших истин, и не так уж много надо усилий, чтобы увидеть и в своей жизни, и вокруг себя бесчисленные проявления Промысла Божия, неисчислимые чудеса Господни. Но Божественные тайны открываются лишь тем, кто напрягает духовное зрение, чтобы увидеть их.
Человек – вершинное творение Божие. Вседержитель любит каждого из нас требовательной и ревнивой любовью. Мы не куклы, не марионетки, не «биороботы», как утверждают современные технократы, – подобное утверждение есть хула на Господа. Человек призван к сотрудничеству с Творцом в лепке собственной души. Взявшему на себя этот благодатный труд ниспосылается Господня помощь, и он соделывается сыном Божиим. Но в бесконечной Своей любви Вседержитель наделил избранное Свое творение всеми дарами, в том числе даром высочайшим и опаснейшим – даром свободной воли, и человек за время земной жизни сам выбирает, просиять ли ему в бессмертии или кануть в вечный мрак.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Перед лицом Божественного нашего призвания, перед лицом вечности какими незначительными представляются наши мирские заботы и страхи. «Будь постоянно занят Богом, ибо Бог всему научит тебя и откроет Святым Духом вышнее – небесное и нижнее – земное», – говорит преподобный старец Паисий Величковский. Устремляя волю свою в Горняя, напрягая силы свои в трудах на Божией ниве, мы не постыдимся в здешней жизни и удостоимся венцов в Жизни Вечной.
Велико упование христианское, превыше разумения человеческого ожидающая нас награда Небесная. Памятуя об этом, будем же проходить земное поприще в неустанном служении Богу, возрастая в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 3, 18). Аминь.