Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф. 6, 21
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Пресветлое Царство Небесное и лежащий во зле мир – вот два полюса притяжения, между которыми мечется душа человеческая во время земной жизни. Всемилостивый Господь зовет нас к вечному блаженству, к бессмертной радости. Но отец лжи – диавол приманками греховных удовольствий заманивает нас в свое жуткое обиталище. И мы тянемся к греху, как неразумные дети к отравленным конфетам, красивым на вид и сладким на вкус, но внутри которых яд и смерть. Символом же всех тлетворных мирских наслаждений издревле является богатство.
Земные сокровища не только побуждают человека ко греху, они несут на себе собственную скверну, равно как предметы, посвященные Богу, – свою святость. Каждому православному христианину известно особенное благоговение, возникающее при виде старинных икон. Такое чувство возникает потому, что иконы эти намоленные, перед ними взывали ко Господу поколения благочестивых предков наших, и чистые порывы их душ незримо запечатлевались на святых образах, придавая им особую благодать. Точно так же на золотых побрякушках и блестящих камушках, на бумажках с изображениями американского президента или вождя революции запечатлеваются людские нечистые вожделения и преступные замыслы, сообщающие им темную демоническую силу. «Деньги должны бы только быть знаком, изобретенным для облегчения мены, а они теперь сделались добычей, за которую проливается даже кровь христианская», – говорит святитель Григорий Богослов. Стяжательство, жадность к деньгам, привязанность к земному богатству представляют собой трясину, засасывающую всякого поддавшегося ей человека.
В плену у этой низкой страсти и пребывал юноша, некогда обратившийся к Спасителю с вопросом, как сподобиться Жизни Вечной. Юноша этот стремился к благочестию, старался исполнять заповеди Моисеевы, мечтал о Царстве Божием. Но Господь, Которому открыто все сокровенное в людях, прозрел гнездившегося в сердце юноши червя корыстолюбия и сказал: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). И открылась прежде неведомая даже самому юноше порча, пренебрег он сокровищем бессмертия ради временного богатства, отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19, 22).
Не случайно Спаситель наш Иисус Христос, напоминая богатому юноше о необходимости исполнения Закона Божия, говорит сначала лишь о заповедях, касающихся отношения к людям: не убивай, не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 18–19). Юноша считал, что соблюдает все это, но забывал о первых и главных заповедях Десятисловия, призывающих служить Единому Богу и не творить себе кумиров. Будучи испытан Господом, юноша оказался не слугой Всевышнего, а рабом земного имения, в сердце своем он поклонялся не Отцу Небесному, а золотому тельцу. Да и не лукавил ли молодой богач, утверждая, что любит ближних как самого себя? Не означает ли такая любовь потребности поделиться с неимущими теми благами, что дарованы тебе от Господа?
Демон сребролюбия – жестокий хозяин, иссушающий сердце человеческое, воздвигающий стену между человеком и Богом, между человеком и ближними. И говорит Господь: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).
Стяжательство делается одним из главных грехов нашего времени. Из крайности фальшивого большевицкого «бессребреничества» общество пытаются перебросить в другую богопротивную крайность. Пресса и телевидение обращаются к утратившим духовность людям с настойчивым призывом: «Обогащайтесь!» И те, кто внимает этому зову, ради наживы порой готовы на любой грех, на любое преступление. Эта безумная гонка – мираж, диавольский обман. Мы видим, как из-за обесценивания денег копившиеся десятилетиями средства мгновенно обращаются в прах. Но все равно в сердца людей вселяется страсть к приобретению, зависть к новоявленным богачам – и они становятся рабами корыстолюбия, губят свои бессмертные души, подчас не получая взамен даже и земных благ.
Однако, с другой стороны, означает ли это, что всякому богатому человеку, промышленнику или коммерсанту, закрыты пути к спасению? Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23), – говорит Господь, но тут же добавляет: Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). И с помощью Божией земное богатство в руках благочестивого человека может стать средством к достижению Вечной жизни. Речь идет даже не о тех, кто широкой благотворительностью искупает грех корыстолюбия, хотя и их даяния, сопряженные с покаянием, приемлет Господь.
Богаты были ветхозаветные патриархи, однако Авраам не то что стада свои, но и единственного своего сына готов был принести в жертву ради любви ко Господу. Богат был праведный Иов, однако поколебала ли утрата богатства несокрушимый столп его веры? Властью и богатством обладали царь-псалмопевец Давид, равноапостольный император Константин, благоверные князья российские, и однако во всей вселенной просияли они святостью. Сердца свои услаждали они не земными благами, а постом и молитвою, любовью ко Господу, дарованные же им от Бога богатства использовали, чтобы питать голодных и одевать нагих, служить ближним и Всевышнему. Так, русский вельможа Шереметев на вопрос царя Иоанна Грозного: «Куда девалось твое имение?» – ответствовал: «Через руки бедных я препроводил его к Отцу Небесному».
Обладание богатством – это великий соблазн, но оно же может сделаться средством к христианскому подвигу – вероятно, одному из труднейших. Богатый человек, сумевший с Господней помощью умертвить в себе пристрастие к временному богатству ради братолюбия и Боголюбия, становится как бы приказчиком Господним, обращающим во благо людей дарованное ему Всевышним достояние. Так и современные деловые люди, организаторы экономики и благотворители, могут сделаться достойными служителями ближних и Бога, отечества и Церкви, и такие люди уже появляются. О, если бы их было больше!
Сколько вокруг нас нуждающихся и страждущих! С каждым днем их становится все больше. Этим близким к отчаянию людям, братьям и сестрам нашим, сегодня и сейчас нужна помощь в любой посильной нам форме – от поданной на улице нищему калеке милостыни до организованной благотворительности. Милосердие наше не останется втуне, верен Господь, обещавший награду даже за чашу холодной воды, поданную жаждущему.
До нищеты доведена и сама Матерь-Церковь наша. Иногда приходится слышать толки о каких-то богатствах Церкви – у знающего истинное положение дел подобные толки вызывают лишь горестное недоумение. Епархия обременена огромным долгом, священнослужители стонут от непосильных нагрузок, и такая же ситуация в нашей стране почти повсеместно. Храмы лежат в развалинах, православные общины бедствуют и сиротствуют без пастырей. Пожертвования на Церковь – это высочайший род милостыни, здесь милость оказывается не телам, но душам человеческим – в построенный и украшенный на доброхотные даяния дом Божий придут люди для живого общения с Отцом Небесным, восприятия спасительных Его Таинств. Велика благодарность Церкви своим даятелям: пока стоит храм Господень, на каждой совершающейся в нем службе вся община возносит молитву о создателях святого храма сего – и слышит Всеблагой Творец моление верных.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
«Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие», – говорит святитель Феофан Затворник.
Богом ли мы с вами богаты, дорогие мои, не в чем ли ином полагаем сокровище наше? Вдумаемся в этот вопрос, и совесть обличит нас в лукавстве пред Господом.
Земное богатство ведь не только в деньгах бывает. Кто-то имеет положение в обществе, власть – и упивается этим, а о благочестии нерадит. Кто-то наделен умом и знанием, тщеславится рассудком своим и растрачивает его в пустых, а порою и вредоносных занятиях. Кто-то обладает здоровьем и красотой телесной – и в этом его богатство, все силы свои тратит он на то, чтобы лелеять и украшать тленное тело свое. А кто-то предан чревоугодию, пьянству, курению – у таких богатство в жирной пище, в бутылке, в дыму табачном. Какому только мусору, какой только суете и нечистоте не отдает человек свое сердце, забывая о высшем своем предназначении, о Небесном своем Отечестве, о Всевидящем Создателе.
Дабы сделаться нам достойными высокого звания христианского, потщимся же превозмочь в себе низменные пристрастия к временному, устремимся всей душой к вечному, памятуя, что и богатство, и честь, и разум, и здоровье, и сама жизнь наша – все это даровано нам от Господа, и все это мы должны обращать на служение Ему, по завету апостольскому: Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков (1 Пет. 4, 11). Аминь.