Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Нет различия между иудеем и еллином, 

потому что один Господь у всех, 

богатый для всех, призывающих Его. 

Рим. 10, 12

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры! 

Един Творец мироздания, Един Бог для всех народов и племен, для всех людей, святых и грешных, верующих в Господа и отворачивающихся от света Божественной истины. Для Миродержца не существует государственных границ и национальных различий, в любом уголке земли Он милостив к праведникам и неблагосклонен к делающим зло. 

Люди – любимые создания Творца, поскольку в каждом из них запечатлен образ Божий. Ради человека так дивно сотворен и так чудесно украшен этот мир. 

«Человек! Пойми твое достоинство. 

Взгляни вокруг себя: на луга и нивы, на обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные древа, на всех зверей и скотов земных, на птиц небесных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, – взгляни на звезды, на луну, на солнце, на небо: это все – для тебя, все назначено тебе в услужение. 

Кроме видимого нами мира есть еще мир, невидимый телесными очами, несравненно превосходнейший видимого. И невидимый мир – для человека. 

Как Господь почтил образ Свой! Какое предначертал ему высокое назначение!» – восклицает святитель Игнатий (Брянчанинов). 

Но пало человечество в лице своих прародителей, люди осквернили начертанный на них образ Божий – и Господь отвернулся от них. Но нет! Не до конца прогневался Милосердный Создатель, не оставил он совсем Свое любимое создание. Даже ветхозаветный мрак пронизывали лучи Божественного света, и для тех немногих, кто всем сердцем стремился к Высшему, Господь приоткрывал покров над Своими тайнами. Среди таких немногих был праведный Иаков, в чудесном видении добившийся Божия благословения и получивший после этого имя Израиль, что буквально означало боровшийся с Богом, а прикровенно – обладатель Божественного Откровения. Это имя Иаков передал произошедшему от него народу. Господь обетовал, что среди одного из колен народа Израилева, иудеев, родится грядущий Мессия, Спаситель мира. Так появился на земле богоизбранный народ, много дерзавший пред Господом, из которого вышли и боговидец Моисей, и псалмопевец Давид, и многие великие пророки. 

Но увы, когда настала полнота времен и снисшел в мир Сын Божий, вожди и учителя народа Израилева уже подменили животворящий дух Божественного Откровения мертвой буквой закона. Стремление к Отцу Небесному они пытались свести к холодному исполнению обрядов, а вселенское Божественное Откровение сделать лишь поводом к национальной гордыне. Эти слепые вожди и учителя не узнали Мессию, пришедшего не во внешнем блеске, а облеченного в великое смирение, – более того, они стали преследовать Его и в конце концов осудили на позорную казнь. Так наименование Израиль приобрело новый страшный смысл – противление Богу, богоборчество, дошедшее до чудовищного преступления – богоубийства. Когда был распят Спаситель, разорвалась завеса Иерусалимского храма – это означало, что Господь покинул его. Лишь немногие иудеи стали последователями Христа, а сам этот народ постигли жестокие бедствия. Вскоре от Иерусалимского храма не осталось камня на камне, и израильтяне лишились отечества и рассеялись по миру. Ибо, по слову Спасителя, никто не вливает молодого вино в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи… но молодое вино должно вливать в мехи новые, тогда сбережется и то и другое (Лк. 5, 37–38). 

Как солнце разливает живительные лучи всюду без изъятия, так Спаситель даровал свет Божественной благодати не одному избранному народу, но всем народам и племенам. Освобождая все человечество от рабства греху, свершая Таинство Таинств – Искупление, Господь приоткрыл врата спасения всем, кто желает следовать за Ним. 

Тому подтверждением служит и нынешнее евангельское чтение, в котором мы внимаем беседе Господа Иисуса с самаряныней. Иудеи считали самарян презренным племенем и избегали всякого общения с ними, боясь осквернить себя. Однако многогрешная дочь отверженного народа имела более совершенное духовное зрение, нежели высокомерные фарисеи, знавшие наизусть Моисеево Пятикнижие. Сердце ее созрело для принятия веры Христовой, хотя она и не принадлежала к избранному народу. Когда Господь обличил самарянку, назвав ее грехи, она не стала лгать, изворачиваться, лукавить – нет, она сказала: Вижу, что Ты пророк (Ин. 4, 19). А выслушав слова Его Божественного учения, эта женщина побежала к своим соплеменникам и позвала их: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? (Ин. 4, 29) – то есть не Он ли долгожданный Мессия. 

Всего за два дня пребывания в Самарии Господь обрел больше последователей, чем в родном Назарете. Этот прежде униженный край Спаситель уподобил Своей ниве, побелевшей и поспевшей к жатве (см.: Ин. 4, 35). 

Здесь же, в Самарии, Спаситель впервые предсказал своим ученикам их будущую жатву, то есть апостольское служение во имя спасения всего мира. 

Встреча Господа Иисуса с самаряныней словно разбивает тонкую незримую стенку отчуждения между народами, отныне благодатный свежий ветер Откровения разносит семена веры повсюду, ибо настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23). 

Впоследствии апостолы понесли благую весть в дальние страны, к неведомым им прежде народам. Ученики Спасителя умирали за веру вдали от родных мест: апостол Петр – в Риме, апостол Фома – в Индии, апостол Андрей – во Франции, апостол Варфоломей – в Армении, апостол Варнава – на Кипре… Эти доблестные воины Христовы шли на смерть не за земное свое отечество, не за своих родных по крови, а за спасение душ сыновей и дочерей народов, ранее чуждых им, а теперь ставших им родными в Господе Иисусе. Так апостольскими трудами и мученичеством утверждалось всечеловеческое единство, зиждилась Вселенская Церковь Христова, основанная на не признающей государственных границ и расовых различий жертвенной Божественной любви. 

Сыны и дочери самых разных народов просияли святостью, составили драгоценный венец Православной Церкви. Русский народ издревле дает своим сыновьям и дочерям имена греческих подвижников: святителей Николая и Василия, великомучениц Екатерины, Варвары, Параскевы (Прасковьи), преподобномученика перса Вадима, мучеников-римлян Виктора и Прова, священномученика сирийца Вавилы, просветительницы Грузии равноапостольной Нины – их имена так же вошли в нашу жизнь, как и имена славянских святых – благоверных князей Владимира и Олега, Бориса и Глеба. 

Дорогие о Господе братья и сестры! 

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24), – сказал Христос самарянке. Поклоняться Вседержителю можно не только в Иерусалиме или в Риме, на Афоне или в Москве. Служить Богу, совершая дела веры и благочестия, человек должен там, куда послал его Господь. 

Нам с вами, возлюбленные, Господь судил хранить православную веру в Средней Азии. Как же мы должны служить Богу в этом краю? Так же, как и везде, – свято соблюдая заповедь Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). 

Приветливость и доброжелательность, искренняя сердечная любовь ко всем окружающим – вот те христианские качества, которые привлекут к нам людей, позволят нам добиться уважения. 

Православный христианин ни в коем случае не должен уподобляться сектантам, навязывающим свои убеждения всем, кто хочет и не хочет о них слушать. Об истинности православного исповедания должен свидетельствовать сам образ нашей жизни, наше благочестие, добрые дела наши. 

Народы Средней Азии, среди которых мы живем, исповедуют мусульманство. Не с недоверием, а с той же искренней любовью надобно относиться к ним, необходимо помнить, что мусульмане – наши братья. Они не чужды Иисусу Христу, Коран именует Его Иса Безгрешный, и мусульмане чтут Его как величайшего пророка. Нас объединяют воспоминания о совместно пережитых десятилетиях страшных гонений. В одно и то же время одни и те же жестокие руки разрушали храмы и мечети. Мучения, ссылки и казни становились уделом православного и мусульманского духовенства, всех твердых в своей вере людей. Мы знаем, как «активисты» врывались в дома православных и рубили топорами святые иконы. Мне рассказывали, что такие же «активисты» во время Рамадана ходили по домам мусульман и насильно засовывали людям в рот пищу, заставляя их нарушить пост. Воистину, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «худшая из всех зол бездна гибели – утверждение, что Бога нет». 

Говорят, что общее страдание помогает сродниться даже больше, чем общая радость. Но есть и та радость, к которой равно стремятся и мусульмане, и живущие здесь православные, – это благоденствие края. Необъятное поприще открыто нам для совместных благих дел. Помогать обездоленным и нуждающимся, трудиться ради мира и процветания народа – к этому призывает нас вера. 

Есть три великие христианские добродетели: вера, надежда, любовь, и стяжавший их светло и радостно смотрит в будущее: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Упование наше – Господь. Если будем Ему верить, на Него надеяться, Его любить, то не постыдимся вовек. Аминь.