Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, о сеятеле и семенах

Те, которые, услышав слово,

 хранят его в добром и чистом сердце

 и приносят плод в терпении

Лк. 8, 15

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Священный посев совершил Христос Спаситель в сердцах человеческих. Несказанно щедра рука Божественного Сеятеля, брошенные Им семена – это слово Жизни Вечной. В дар человечеству принесено слово Божие, которым Творец вызвал к бытию вселенную. На почву наших сердец уронено семя вечности, плоды которого – небесный хлеб Горнего Царства. Как могуч, как велик, как счастлив становится человек, взрастивший в себе это благодатное зерно! «О, когда бы человек так Бога почитал, как Он почтен в Боге!» – восклицает святитель Тихон Задонский. 

Сын Божий не просто бросил в мир семена Своего учения. Ради будущей жатвы нашего спасения Он окропил ниву сердец человеческих Пречистой Своей Кровью, умер за нас на Кресте. Эта Божественная Жертва взывает к нашим душам, дабы превозмочь наше бесчувственное окаменение, соделать нас духовно плодоносными. 

Повсюду Господь посеял семена благодати, но взращивать их должны сами люди – любовно и бережно, заботливо и прилежно. Но увы! Как редки среди сынов и дочерей человеческих истинные земледельцы Божественной нивы, как часто встречается преступное или небрежное отношение к святыне. Об этом и предупреждал Спаситель притчей о сеятеле и семенах, сравнивая сердца обрекающих себя на погибель людей с придорожной пылью, каменистой почвой или засоренной тернием землей. 

Иное (семя) упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (Лк. 8, 5). Поистине безумны те, кто сделал свое сердце проезжей дорогой, по которой ступают грязные башмаки прохожих, над которыми свищут все греховные ветра мира. Такие люди не умеют отличать добра от зла, не могут и не хотят беречь даруемое им сокровище истины. Если таковые и слышат слово Божие, то встречают благую весть с рассеянным небрежением. И тут же, как хищные птицы, слетаются к подобному сердцу духи злобы поднебесные и выклевывают из него семена Вечной жизни. Тяжелой стопой вытаптывает в такой душе благие помыслы враг рода человеческого – диавол, и человек превращается в манекен с опустошенным, бесплодным сердцем, причем, как правило, манекен, активно живущий внешней жизнью. Особенно страшна и жалка старость подобных людей, когда из их сердец выветривается даже пыль и прах мирской суеты, и существование их становится совершенно бессмысленным. 

Немногим лучше участь людей неглубоких, поверхностно относящихся к сокровищам духа. Иное (семя) упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги… это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временами веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8, 6, 13), – говорит о таких Сын Божий. Да, недорого стоит вера тех, кто называют себя христианами, но не укореняют спасительное учение Христа в глубинах своих сердец. Они подобны дикарям, которым цветные стекляшки кажутся ценнее чистого золота, из страха потерять ничтожное временное благополучие они пренебрегают блаженным бессмертием. Малодушные и слабовольные, слишком ленивые для того, чтобы взрыхлить твердую почву своих сердец, они боятся людей больше, чем Бога, и не выдерживают неизбежных в земной жизни испытаний. Их души оказываются слишком мелкими, чтобы суметь вместить благодать Духа Святого, а потому гибнут. 

Пытаясь оправдать душепагубное нерадение, некоторые ссылаются на несовершенство своей «природы» и таким образом Самого Господа дерзают упрекать в том, что не преуспевают в деле спасения. Лукавые и тщетные попытки! Известно, что трудолюбивые земледельцы добиваются щедрых урожаев на почвах сухих и песчаных, в то время как и пышные черноземы не дают плода тем, кто плохо ухаживает за ними. Иное (семя) упало между тернием, и выросло терние и заглушило его, – сказано в евангельской притче. – Это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк 8, 7, 14). Вот так же и мы, если не вырываем с корнем из своего сознания корыстолюбие и тщеславие, страсть к наслаждениям и роскоши, то позволяем злым всходам греха заглушить рост священных семян вечности. И на ниве наших сердец, где могла бы золотиться добрая пшеница, произрастают лишь колючий терновник и горькая полынь. А если и удается нам противостоять соблазну явного грехопадения, то часто бывает так, что незаметно мелкая сорная трава будничных забот опутывает нас и не позволяет взрастить священные злаки благочестия. 

Рассуждая об опасностях, подстерегающих верных в новейшие времена, святитель Феофан Затворник говорит: «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме сластей и скорбей житейских надо разуметь и ложные учения, распространяемые потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. В существе они действуют, как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания. Встретив такое лицо, вы видите, что у него заглушено чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней; а когда невольно услышалось или прочиталось – выбросить из головы, а когда не выбрасывается – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым». 

Со времени жития святителя Феофана подобные одурманивающие ядовитые сорняки в нашем отечестве разрослись и размножились необычайно. С одной стороны, сознание народа по-прежнему искажено насаждавшимся десятилетиями дурманом псевдонаучного безбожия, с другой – на духовно истощенной почве хищно разрастается чертополох черной магии, процветают сознательные прислужники диавола – экстрасенсы, астрологи, оккультисты, с третьей – чужеземным ветром во множестве занесены к нам лжехристиане-еретики: квакеры, мормоны и прочие – хитрые и красноречивые, богатые и энергичные совратители душ с прямого пути Православия. И в смутные наши дни как же надо беречь себя от всех этих обольстительных душетленных семян мирового зла! 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Тяжек труд земледельца, но если он не станет прилежно трудиться на ниве своей, его ожидают разорение, нищета и, наконец, смерть от голода. Но вечные муки несравнимо страшнее временных страданий, погибель души неизмеримо ужаснее смерти тела. Памятуя об этом, мы с вами должны неустанно подвизаться на ниве духовной, взращивать урожай хлеба жизни, дабы в вечности не постигли нас нестерпимый голод и скрежет зубовный, но вошли бы мы в любовь Всещедрого Божественного Сеятеля и сподобились стать причастными брачному пиру Его. 

В евангельской притче о сеятеле и семенах содержатся не только грозные предостережения, но и великое обетование: Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13, 23). А о приносящих Господу плод духовный сказано: Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Грозный День Господень, День Судный, когда в прах обратится этот мир, станет днем величайшего торжества для тех, кто достойно трудился на ниве духовной во время земной своей жизни. 

Каждому из нас должно быть известно, каким образом мы можем взрастить благодатный урожай из дарованного нам Божественного семени. Оградим же страхом Божиим нивы сердец наших от коварных прилогов диавольских, польем эти нивы слезами покаяния, взрыхлим их делами благочестия, взлелеем ростки спасающей благодати теплом христианской любви. И если прилежными окажемся мы в этом святом труде, то в миг окончания земной жизни, когда предстанем пред Господом Правосудным, сможем исповедать перед Ним вместе с духоносным пророком Давидом: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56, 8). Аминь.