Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, о богаче и Лазаре

И в аде, будучи в муках, богач поднял глаза свои.
Лк. 16, 23

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!

Похожи на неверный туман блага этого мира. Кто истинно богат, а кто беден? Кто счастлив, а кто несчастен? Поверхностная людская молва склонна именовать баловнями судьбы тех, чья участь достойна горьких слез, и пренебрегать блаженными избранниками Божиими. В евангельской притче о богаче и Лазаре противополагаются друг другу два человека: один самодоволен и внешне блестящ, второй смиренен и убог. Но слово Божие позволяет нам заглянуть в мир загробный, и мы видим, как низвергнут в нем превозносившийся и как вознесен смирявшийся!

Богач думал, что имеет все, чего хочет душа его. Тело его ласкала мягкая одежда из дорогих тканей, вкус услаждали изысканные яства и хмельное питие, слух – веселая музыка, обоняние – запахи благовоний. Каждое пожелание богача мгновенно исполняли проворные слуги, кивок его головы, движение его пальца были для них законом. Богача окружали льстецы и лизоблюды, лицемерно восхвалявшие его достоинства, так что он и сам начал считать себя существом какой-то особой породы, высшей и лучшей, чем у остальных людей.

У ворот дома богача лежал нищий калека Лазарь, в лохмотьях, больной и голодный, желавший напитаться крошками, падающими со стола богача (Лк. 16, 21). Видел ли богач лежащего около его дома нищего? Видел – и не видел: зрелище чужих страданий проходило мимо его сознания, и едва ли в уме своем отличал равнодушный богач Лазаря от окружавших того собак – единственных друзей бедняка, которые лизали струпья его (Лк. 16, 21) и тем хоть немного облегчали муки несчастного. Богачу, очерствевшему в роскоши и самоублажении, и в голову не приходило счесть Лазаря своим братом, своим ближним, которому нужно помочь. «Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц», – говорит святитель Григорий Богослов, в эту ловушку угодил евангельский богач и погиб в ней.

Несчастный богач! Этот безумец не понимал, что сам он жалок, и нищ, и убог. Наполнялась его сокровищница, но пустело сердце, пресыщалось тело, но умирала от голода душа. Пришел час и в разгаре хмельного пиршества настигла богача смерть – и тут уж ничем не помогли ни прислужники и прихлебатели, ни драгоценности и золото. Тут-то, наконец, прозрел этот жалкий себялюбец, но – увы! – слишком поздно, когда демоны уже подхватили его погибшую душу и ввергли в преисподнюю. В аде, будучи в муках, богач поднял глаза свои (Лк. 16, 23), – и кого же увидел? Лазаря, тоже отошедшего в мир иной, но как преобразился тот, кого богач прежде даже презрения своего не удостаивал. На земле носивший лохмотья, в небесах облекся Лазарь одеянием небесного света, страдания и скорби смиренного нищего сменились райским блаженством.

Слепой богач! Если бы догадался он, что человек, лежащий у его ворот в образе больного бедняка, наделен нетленным, истинным богатством! Тех денег, которые богач за один день выбрасывал на свои пиры и прихоти, хватило бы, чтобы дать Лазарю одежду и пристанище, пригласить врача, который исцелил бы язвы страдальца. У богача были горы золотых монет, но ни одной из них не уделил он нищему. Богач пресыщался лакомствами, а рядом томился голодный, он одевался в драгоценный виссон, а поблизости человек дрожал от холода, он умащался дорогими благовониями, а неподалеку больной не имел лекарства от ран. Какая жестокость, какое бездушие, какое безумие! Задешево мог богач купить себе вечное спасение. Помоги он Лазарю избавиться от нужды, тогда, быть может, вымолил бы Лазарь у Миродержца, избранником Которого являлся, прощение этому несчастному прожигателю жизни. Во времена своего благоденствия богач расхохотался бы, посоветуй ему кто-нибудь пригласить Лазаря к своему столу, но вот сделался Лазарь желанным гостем на пиршестве Царя Небесного. И теперь богач из страшной бездны молит о милостыне: чтобы Лазарь омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 24), – но уже невозможно помочь ему, потому что между праведными и погибшими утверждена великая пропасть (Лк. 16, 26).

Бедный богач! Куда делось все его богатство? Даже капли воды не принес он с собой в мир иной, чтобы смягчить нестерпимую жажду. Дочиста растратил он себя на пустые удовольствия – и вот, слышит от святого патриарха Авраама: вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16, 25). Даже имя свое потерял богач – потому-то и назван он в Евангелии просто богачом, что имя его вычеркнуто из Книги Вечной жизни. Так погибшие, обрекшие себя геенне души не имеют имен, но каждый называется лишь по греху его: «корыстолюбец», «блудник», «гордец», «пьяница» и прочее.

Безымянен богач, но наделен именем Лазарь – нетленным именем, сияющим в мире Горнем, а в этом мире звучащем для многих поколений со страниц Священного Писания как пример великого терпения. Смиренно и безропотно выносил Лазарь попущенные ему страдания, уповая на Небесного Отца, и тем стяжал бессмертную славу. На земле он лежал в пыли рядом с псами, жестокие люди считали его самого подобным псам, но сделался Лазарь сыном Господа, другом святых подвижников и собеседником Ангелов.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Пример богача и пример Лазаря – это две крайности человеческой жизни. Не многим выпадает земной удел из одних скорбей и страданий, как у праведного Лазаря; не так много и живущих в непомерной роскоши, подобно евангельскому богачу. Обычно мы находимся в промежуточном между этими крайностями состоянии. Однако для каждого история богача и Лазаря должна явиться источником назидания.

Унижение, голод, холод, болезнь – все претерпел Лазарь, обращая взор к Небесам. Он жил во времена ветхозаветные и мог только смутно надеяться, что Правосудный Господь воздаст ему благом за перенесенные испытания. Мы же имеем твердое обетование Божие и знаем, как велико вознаграждение за земные скорби. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4), – сказал Спаситель в Нагорной проповеди. Но мы, малодушные и маловерные, порой и при малейших неприятностях готовы роптать на Бога, впадаем в уныние и отчаяние – и так теряем вечную награду, уготованную терпеливо переносящим временные невзгоды.

В беде и в радости, в здравии и в болезни, в богатстве и в бедности мы должны помнить о том, что эта жизнь – лишь преддверие вечности, и готовить себя к бессмертию. После кончины поздно, безнадежно поздно будет что-то менять и исправлять. Вот почему земное злополучие зачастую оказывается для человека благодеянием Божиим. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», – гласит пословица, и действительно, только в беде многие вспоминают о Боге и обращаются к Нему, безоблачное существование могло бы погубить их души.

Худший грех евангельского богача – это даже не бездумный его разгул, а равнодушие к страданиям ближнего. Оглянувшись вокруг, мы увидим множество «Лазарей» – тех, кому живется несравненно хуже нас. Поможем им – и молитвы их о нашем спасении фимиамом взовьются к Престолу Всевышнего. Но если мы забудем о них, отвернемся, не желая омрачать свою радость мыслями о чужой беде, на нас сбудется грозное предречение Господне: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский обращается к людям благополучным с такими словами: «Всякого рода довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас – и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага – диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, кому-то кажущаяся странною, так ясна, что говорит сама за себя, и человеку, прямо смотрящему на дело, нет нужды ее доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и не образованные все ближние друг другу, как члены одной великой Божией семьи».

Любовь друг ко другу и к Отцу Небесному – вот то единственное истинное богатство, которое мы, дети Церкви Христовой, должны неустанно копить и приумножать, которым должны услаждаться в этом мире. Тогда не страшны нам будут скорби, претерпеваемые о Господе, не опасны станут блага земные, используемые для служения ближним и Богу – и примет нас Вселюбящий Творец в обители Свои. Аминь.