Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, о наследовании Жизни Вечной

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф. 6, 21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Как часто по греховному легкомыслию люди оказываются преступниками по отношению к самим себе, к сокровищам своих душ. Дикаря, обменивающего золото и жемчуг на стеклянные бусы, называют глупцом. Но как назвать тех, кто за побрякушки временных благ отдает блаженное бессмертие? 

Важнейший вопрос нашего земного бытия задал однажды Спасителю некий иудейский начальник: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). Но ответ, который Господь дал этому человеку, поверг его в недоумение и печаль. 

Иисус Христос, говоря о наследовании вечности, начал с нравственной азбуки, данной людям еще в древних заповедях: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18, 20). Увы, и поныне мы видим, как многим из тех, кто осмеливается именовать себя сынами Нового Завета, оказываются непосильными даже эти первичные правила ко спасению, преподанные еще в ветхозаветные времена. Однако иудейский начальник выдержал этот первый экзамен, ответив Господу: все это я сохранил я от юности моей (Лк. 18, 21). 

И тогда Спаситель, с любовью глядя на собеседника, сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). Эти слова Начальника Вечной жизни не обрадовали, а опечалили иудейского начальника. Ему представились блеск золота и серебра в его сокровищницах, роскошно убранный дом, тучные стада и обширные поля – все, что этот человек называл своим. И все это он должен был раздать каким-то нищим, а потом следовать за странствующим проповедником, терпеть холод, нужду и лишения? На это он решиться не смог. Умом богач понимал, что вечность дороже и золота, и стад, и земель, но над сердцем его оказался властен не Бог, там царила маммона, временное богатство. 

Душа иудейского начальника стремилась к небесам, но обладание земными благами пригнетало ее к земле, как тяжелый верблюжий горб. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25), – говорит Господь. Такое утверждение вызвало у окружавших Его изумление и ужас, и они вопросили: Кто же может спастись? (Лк. 18, 26). 

Господь предлагает людям стать Его наследниками, приобрести Вечную жизнь в Царстве Небесном. Земное наследство переходит от отца к сыну по праву кровного родства: сын обычно и внешне похож на своего отца. А Царство Небесное может быть унаследовано по праву родства духовного, сынами вечности становятся те, в ком оживает святой образ Божий. 

Сын Человеческий во всей полноте исполнил данные Им заветы. Он поистине раздал нищим все имение Свое – искалеченному грехопадением, запятнанному нравственной нечистотой, бедному разумом и любовью роду человеческому Спаситель принес Божественную Истину и Божественную Любовь. Не имея в земной жизни даже крова и пристанища, Сын Божий принес в Жертву за людей и саму эту жизнь, отдал им Пречистую Кровь Свою и Пречистое Тело Свое. Не случайно вскоре после беседы с иудейским начальником о наследовании вечности Иисус Христос рассказывает апостолам о грядущей Своей участи: осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). Вот пример совершенной Любви, явленный Спасителем тем, кто стремится войти с Ним в духовное родство, унаследовать Вечную жизнь в Горнем Царстве. 

Кто же может спастись, кто может достичь подобного совершенства? Никто из обычных людей, ибо Сын Человеческий был на земле Единым Безгрешным, все остальные подвержены греху. Собственными слабыми силами человек не может ни преодолеть первородную нравственную порчу, ни противостать козням диавола. Но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27), – говорит Спаситель. Крепкую руку помощи, спасительную благодать Свою подает Вседержитель людям, искупленным Кровью Сына Человеческого. Но для приобретения помощи Божией на пути в вечность необходимо, чтобы сердце человеческое избрало Его своим Господом, чтобы в душе человеческой Небесный Отец был единственным Властелином. 

Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24), – говорит Спаситель. И каждый, кто хочет войти в Царство Небесное, должен постоянно задаваться вопросом: Божий ли он слуга или раб своего земного достояния, своих удовольствий, своих пороков и привычек? 

Призыву Сына Божия не иметь на земле ничего своего и следовать только за Ним внимали отшельники, пустынники, иноки. Это наитруднейший путь, чреватый грозными опасностями, – идти по нему могут только смиренные и сильные духом, ибо без мужества нельзя выдержать отречения от мира, а без смирения невозможно избежать душегубительной гордыни. Такое доступно лишь немногим, без особого призвания лучше и не пытаться вступать на иноческое поприще. Всеблагой Господь открыл путь спасения для каждого и на всяком месте, лишь бы горб нечистых страстей не пригибал человека к низменному, лишь бы блеск мирских соблазнов не затмевал его духовное зрение. 

Иудейский начальник, спрашивавший Господа о наследовании вечности, был не просто богат, он был очень богат (Лк. 18, 23) – поработившее его богатство было поистине огромно. Увы, над нами порой властвуют и гораздо меньшие соблазны, заставляя нерадеть на ниве Господней и отторгая от святой любви к Небесному Отцу. У каждого из нас своя «маммона», свой «верблюжий горб»: или привычка сплетничать и осуждать ближних, или погоня за развлечениями, или чревоугодие, или просто погружение в будничные заботы. И этим-то ничтожным «господам» мы угождаем, забывая о служении Богу, в этих-то ничтожных вещах полагаем свое «сокровище», пренебрегая бессмертием! 

Священное Писание нельзя трактовать слишком буквально, подобный подход чужд духу учения Божественной Любви. Живущим в миру, заботящимся о семьях, ведущим скромный образ жизни не только невозможно, но и нет никакой надобности продавать свое имущество и раздавать нищим – достаточно посильной милостыни. Но достояние человека не только в деньгах и вещах. Спаситель призывает нас делиться с нуждающимися своим имением – сокровищами ума и знаний, чуткостью к их бедам и заботам и, главное, теплотой сердца. 

Да и материальное богатство из «игольного ушка», непреодолимой преграды на пути спасения может превратиться в подспорье на этом благом пути, если обладатель богатства не рабствует маммоне, но обращает свои средства на благотворительность, богатством своим служит ближним и Церкви, а душой – Господу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Спешите прежде, чем богатство ваше исчезнет, отдать его на хранение в недра бедных, как цену Небесного Царствия. Может быть, злоба человеческая похитит богатство у вас; может быть, страсти ваши поглотят его; по крайней мере, смерть рано или поздно разлучит вас с ним. Единая только любовь христианская предохранит богатство ваше от всех злоключений; она одна сделает вас вечными обладателями его, она одна полагает его во святилище вечном, из которого никто похитить его не может, и дает вам право пользоваться им в лоне Самого Бога». 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Спаситель говорит, что никакая жертва, принесенная в этом мире ради Бога и ближних, не остается без награды в мире ином. Дела благочестия и в земной жизни приносят драгоценные плоды, плоды эти – спокойствие совести и мир в сердце. Добро самоценно, щедрому приятнее дарить, чем получать подарки, величайшее сокровище истинно любящего – сама любовь. Бескорыстие служения, радость самопожертвования – вот свойства, по которым узнаются наследники Горнего Царства, последователи Милосердного Спасителя. 

Будем же молить Господа, да удостоимся и мы, взращивая в себе ростки любви христианской, священного усыновления Небесному Отцу. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит нас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! (Евр. 13, 20–21). Аминь.