Слово на 1-е евангельское чтение на воскресной утрени, о близости Спасителя

И се, Я с вами во все дни до скончания века.
Мф. 28, 20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Каждый воскресный день для нас – это малая Пасха, светлый праздник христианский. На каждом воскресном богослужении Святая Церковь не устает напоминать нам о победе Сына Человеческого над смертью, озаряя сердца верующих животворящей пасхальной радостью. Вот и ныне мы въяве слышим слова Господа нашего Иисуса Христа: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). 

В обезбоженной стране людей пытались заставить позабыть сам смысл названия «воскресенье», означающего Воскресение Христово. Этот день отодвигали как бы в конец недели, когда после серых будней можно «отдохнуть и повеселиться». Но нет! Издревле этот день является не последним, а первым днем седмицы. Христианин проводит воскресенье для Бога, возле Бога, с Богом – и от этого духовного праздника на все последующие дни обычных трудов изливаются волны Божественной благодати. 

Воскресение Господне явилось для человечества вестью о бессмертии всех людей, обращенным ко всем зовом к вечному счастью в Небесном Царстве. Высочайшая награда ждет верных за гробом, ставшим для них дверью в райские обители. Но что для христианина земная жизнь? Неужели только боль и слезы, горечь и мрак? Нет, и здешний путь последователей Спасителя исполнен светлейших радостей и сладчайших утешений – только совершенно не похожих на суетные потехи и нечистые наслаждения лежащего во зле мира. Высоты христианского счастья невидимы и непонятны для косных сердец, приземленных умов. 

«Как человек необразованный не понимает удовольствий, какие находит просвещенный муж в чтении глубокомысленного сочинения или в решении труднейшей задачи, – вот так же даже мудрейший философ или проницательный гений, если он чужд спасительной веры, не может составить себе даже слабого понятия о той радости, которую христианин почерпает из Любви Иисуса Христа», – говорит святитель Иоанн Златоуст. 

Чего стоят неверные и тленные мирские блага, все эти угождения телу и бесцельные игры ума? Недаром талантливейшие писатели, не познавшие Божественной Истины, неизбежно становились «певцами мировой скорби». Душа, пресытившись земными плодами, мечется над бездной, не находя себе опоры, безуспешно пытаясь заглушить свой страх, свою тоску. Мир, забывший Бога, превращается в мрачную юдоль вражды и одиночества. «Человек человеку волк», – эта языческая поговорка становится жуткой явью там, где земное заслоняет для людей Небесное, так что эти несчастные уподобляются стае хищников, дерущихся над окровавленной падалью. 

В обезбоженном обществе и между близкими людьми вырастают незримые стены отчуждения. Вместо нежных супругов мы видим себялюбивых «партнеров», вместо верных друзей – своекорыстных «компаньонов», и даже узы кровного родства не помогают братьям и сестрам, родителям и детям понять и обогреть сердца друг друга. Это безысходное сиротство многих приводит к отчаянию, к страшной мысли: лучше умереть, чем так жить. И воистину жизнь без Бога подобна смерти. 

Но как прекрасна – даже и среди житейских бурь, невзгод и скорбей – становится жизнь с Иисусом Сладчайшим, жизнь во Христе. Какое блаженство всегда чувствовать на себе взор Божественного Учителя, слышать одобряющие и вдохновляющие слова Его, знать, что Он рядом. Христиане – не сироты в этом мире. Сын Божий сделался нам Братом по человечеству, Спутником нашим на всех дорогах, Другом вернейшим и могущественным. Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), – сказал Спаситель, и разве может чувствовать себя одиноким человек, осененный всесильной Любовью Божией? 

Господь является величайшим Объединителем всех, кто стремится к Нему. «Брат во Христе», «сестра о Господе» – в этих обращениях сокрыта глубинная сердечная связь множества людей, родных по вере. Это духовное родство с первого взгляда пробуждает взаимную приязнь христиан, незнакомых между собой, говорящих на разных языках, принадлежащих к разным народам. Иначе и не может быть в великой Божией семье – Православной Церкви, сыны и дочери которой по всему миру – и в суровой Сибири, и на скалистом Афоне, и в знойной Антиохии, и на множестве других островов духа в самых разных концах земли – единым сердцем и едиными устами славят Воскресшего Спасителя. Благословением Божиим крепнут государства, процветают города и селения, освящаются союзы любящих сердец, чистым светом пламенеет любовь благочестивых супругов, заботливых родителей и почтительных детей. 

«Ничто так тесно не соединяет людей между собой, как то, когда они сорадуются друг другу в святой вере. Любовь по Богу сильнее естественной любви», – утвер-ждает преподобный авва Дорофей. Только освещенное Богом чувство не знает измены, не подвластно времени, не боится самой смерти. 

Да, Господь близ, Милосердный Спаситель всегда рядом с нами. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин. 15, 7), – таково непреложное обещание верным, данное Милостивым Владыкой. Но как часто забываем мы слова Бога, сами удаляемся от спасительной Его близости, покоряясь нечистым соблазнам, прислушиваясь к нашептываниям человекоубийцы-диавола. Потому-то по грехам нашим и меркнет в сердцах у нас пресветлая радость о Господе, оттого впадаем мы в малодушие и уныние, начинаем терять веру и надежду. От подобной неверности, могущей привести нас к вечной погибели, предостерегает Иисус Сладчайший, говоря: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 5–6). 

Каждый обладающий хотя бы малым духовным опытом знает и помнит незримые касания рук Спасителя – эту ласку Господню, даруемую ищущим Его среди горячей молитвы, при любовании красотами мира Божия, в порывах чистых чувств, среди испытаний и скорби. Но в этой жизни человек со всех сторон окружен сетями демонского коварства, его захлестывают потоки житейской сутолоки, он склонен к маловерию и слабодушию – так что сам по себе, без зримых знаков просто не способен удерживать в своей душе сознание близости Спасителя. И тут на помощь нам приходит Господом Иисусом основанная Святая Церковь Его, в ограде которой находят христиане утверждение в вере и любви. 

На святых иконах телесным зрением видим мы Лик Спасителя – и духовными взорами возносимся к Божественному Первообразу. Мы внимаем чтению Евангелия – и въяве слышим обращенные к нам слова Самого Господа. С кадильным фимиамом сливается соборная молитва Церкви, и так мы внемлем могучему голосу вселенского христианского единения. Нигде так не ощутимо присутствие Божие, как во храме, – так и должно быть. Иисус Христос сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), – тем паче находится Он среди множества пришедших поклониться Ему верных. В само тело и кровь нашу входит Спаситель, приобщая нас Пречистых Своих Таин, возвещая: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Так Церковь Христова, попечительная Мать всех верных, помогает нам возгревать в себе счастливое чувство Богоприсутствия, хранит нашу спасительную близость ко Господу. 

После Распятия Иисуса Христа не было в мире людей несчастнее апостолов – и не было их радостнее после Воскресения Спасителя! Вся последующая жизнь Христовых благовестников пронизана этим всевозрастающим ликованием, не покидающим их в путешествиях, в опасностях… в труде и в изнурении… в голоде и жажде (2 Кор. 11, 26–27). 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Мы с вами привыкли унывать, жаловаться на житейские беды и тяготы. Но по-настоящему прискорбен только сам этот ропот, ибо он является знаком духовной слепоты и глухоты нашей. Это тревожное свидетельство того, что мы своими грехами и неразумием сами отталкиваем от себя Всещедрого Спасителя, лишаем себя сладостной Его близости. Потому и мрачны дела и дни наши, что не идем мы по путям заповедей Господних, – по единственной тропе, приводящей к Господу Милующему, обетовавшему: Призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15). 

Спаситель призвал апостолов, а через них – и всех последователей Своих: Учите соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Это означает, что каждый христианин должен нести в мир Свет Господень. Нет, далеко не все призваны становиться наставниками в догматах веры, но каждый призван свидетельствовать истину Христова учения самой жизнью своей. Без выполнения высочайшей и главной заповеди Господней – без Завета Любви становятся никчемными наши якобы мудрые речи и якобы добрые дела. Вселюбящий Спаситель чужд тем, в чьих сердцах нет живого чувства. 

…Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34–35), – сказал Иисус Сладчайший верным Своим. 

Будем же и мы всеми силами возгревать в себе святую искру Божественной Любви, да возрастет она в благодатный огонь и исполнит сердца наши несказанным блаженством христианским, и внятны будут нам слова апостольские: …нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6, 10). Аминь.