Слово на 3-е евангельское чтение на воскресной утрени, о вере и неверии

Кто будет веровать и креститься, спасен будет;
а кто не будет веровать, осужден будет.
Мк. 16, 16

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Каким приземленным, каким бескрылым кажется разум сынов Ветхого Завета. Вот к лучшим из них, избранным апостолам, спешат жены-мироносицы с вестью

о Воскресении Спасителя, а они плачут и рыдают (см.: Мк. 16, 10), потому что в них нет веры. Святые Лука и Клеопа рассказывают им, как встретили Иисуса на пути в Еммаус, а апостолы продолжают лить слезы, им легче поверить в смерть Божественного Учителя, чем в Его Воскресение. Недаром Священное Писание называет ветхозаветных людей жестоковыйными, то есть упрямым народом с негнущимися шеями. 

После того как фарисеи схватили Иисуса, Его ученики рассеялись, гонимые страхом, подобно оторвавшимся от дерева под порывом ветра листьям. Страх обескрылил их любовь, породил в них безысходную скорбь, так что они позабыли все, что говорил и чему учил их Спаситель. Чтобы к ним вернулась вера, Сам Воскресший Христос должен был стать среди них и упрекать за неверие и жестокосердие, что видевшим Его Воскресшего не поверили (Мк. 16, 14). Зато какое бесстрашие явили апостолы, обновленные Духом Святым для совершенной любви! Какой светозарной радостью просияло миру благовествование учеников Христовых, преображенных Божественной благодатью! 

Но что сказать о нас, нынешних, тоже называющих себя детьми Нового Завета? Природа каждого из нас обновлена Святым Крещением, каждый из нас запечатлен Духом Святым в Таинстве Миропомазания. Наша вера должна бы быть сродни знанию, ибо не одни жены-мироносицы свидетельствуют нам об Истине Христовой, но многие поколения благочестивых предков говорят нам о святой вере, и два тысячелетия христианства, наполненные чудесами и знамениями Господними, провозглашают ту же Божественную Истину. Однако как бесконечно далеко нам до пламенной веры апостольской, и это потому, что благовестники хранили и взращивали в себе дары Святого Духа, а мы небрежем о святыне, погружаясь в душепагубную мирскую суету. «Мы не получили ни дара чудес, ни дара учения, ибо страстью к удовольствиям сделали себя недостойными, – говорит смиренный подвижник преподобный Иоанн Дамаскин. Да, только греховное недостоинство наше порождает в нас маловерие и малодушие, смятение в наших умах и слепоту духовных очей. 

Свет Нового Завета угасает в оскверненных сердцах. Благодать Духа Божия будет молчать в нас, доколе мы не отложим прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4, 22), доколе мы не сумеем покаяться и обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 23–24). 

Всещедрый Господь снисходит к немощам человечества, задыхающегося среди беззаконий и лжи. Милостью Творца ныне не только духовному зрению, но даже и земному уму открываются многие тайны Божии. До недавних пор лукавый людской рассудок пытался оправдать свое безверие ссылками на науку. Сейчас подобное заблуждение сделалось невозможным. 

В средние века науку именовали «служанкой богословия». Позднейшие суемудры часто высмеивали это определение. И вдруг смех притих, уступив место изумлению. Знаменитый естествоиспытатель Джон Томсон заявляет: «По мере того, как мы продвигаемся с вершины на вершину знания, внезапно обнаруживается, что каждую из них давным-давно освоили богословы».

 Другой выдающийся современный ученый – физик Паскуаль Иордан пишет: «Возможность убедиться в наше время в провале великого похода человечества против Бога – вот самая потрясающая и освобождающая уверенность, предлагаемая нам опытом последних лет». 

Наука злоупотребляет словами и выражениями, которые в народе называют «мудреными». Поэтому разговор о соприкосновении науки с Истинами Божиими непрост: сплошь и рядом требуется перевод научных терминов на общепонятный язык. Но все же такая беседа может оказаться нужной. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «очень полезно извлекать из науки доказательства для веры, ибо истина веры находится в единении с истиною науки». 

Можно отметить, что все настоящие ученые, действительно открывавшие перед наукой новые горизонты, – от Ньютона и Паскаля до Планка и Шредингера – были глубоко верующими людьми. Даже Чарльз Дарвин, чья развенчанная ныне теория «превращения обезьяны в человека» наделала столько зла и соблазна, принадлежал к англиканскому исповеданию. Тем более не могли пребывать во мраке безверия те, кто глубоко исследовал естественное Откровение Божие, каковым является видимый мир. «У кого есть искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины», – говорит святитель Феофан Затворник. Но только в нынешнем веке наука достигла такой зрелости, что перед ней действительно приоткрылись тайны Божественного творения. 

Что же говорит современная наука? 

Физика установила, что этот мир никак не мог появиться «сам по себе» или «сам из себя». Материя не способна к самоорганизации, напротив, она стремится к мертвенности, к первичному «пустому и безвидному» хаосу. Понятия первотолчка и первопричины стали аксиомами космогонии, науки о происхождении вселенной. Признан акт творения, который немыслим без Творца всего сущего. И вот Господь ныне въяве вопрошает несовершенный ум человеческий: Где был ты, когда Я полагал основания земли? (Иов. 38, 4). 

Несколько десятилетий назад физика обнаружила, что сама вещественность мира вокруг нас обманчива. Все, что казалось нам твердым и основательным, что мы могли потрогать руками (в том числе и наши тела), оказалось зыбкими «сгустками энергии». Обнаружилась полная несостоятельность пяти наших телесных чувств для познания мира, рухнула выдумка материалистов об «объективной реальности, данной нам в ощущениях». 

За обманчивостью вещества проявились истины еще более сокровенные. Ученые обнаружили: все, что происходит в этом мире, управляется так называемыми волновыми функциями. Волновые функции суть не что иное, как проявления разумной воли духовного мира.

Был сформулирован и так называемый антропный принцип: существование связи между точными значениями основных физических констант и возможностью возникновения жизни и разума во вселенной. Даже незначительные изменения этих параметров привели бы к такому строению вселенной, при котором жизнь не могла бы реализоваться. 

Современная биология засвидетельствовала неисчерпаемость возможностей нашего разума. При исследовании человеческого мозга оказалось, что люди используют лишь ничтожнейшую долю его способностей: на деле он может вместить подробнейшие знания обо всем мироздании. Медицина показала независимость человеческого сознания от его телесной оболочки. В практике врачей-реаниматоров уже накопилось огромное множество фактов, подтверждающих бессмертие человеческой души. 

Наука отвергла определение жизни как «способа существования белковых тел», возникшего якобы вследствие случайных химических реакций. Русский ученый Вернадский установил закон постоянства биомассы: общий вес живых существ на протяжении всей истории Земли остается неизменным. Этот закон был полностью подтвержден изысканиями геологов и химиков. Отсюда явствует, что живая природа мгновенно явилась в пышном разнообразии по единому мановению Всемогущего Создателя. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (Быт. 1, 20). 

На протяжении многих веков греховный рассудок, пытающийся «обойтись без Бога», немел перед тайной самого человека – несомненной разумностью сложнейшего устроения его души и тела, неизбежно предполагающей бытие Всевышнего Создателя. Вот почему богоборцы столь торопливо ухватились за теорию Дарвина. Эта жестокая картинка, представляющая историю жизни непрерывной борьбой за выживание, «эволюцией» свирепости и хитрости, пришлась по вкусу отворачивающимся от Божественного Света. «Обезьянью теорию» происхождения человека несомненно приветствовал сам отец лжи – диавол, которого святые отцы называют также «обезьяной Бога». Однако для подтверждения своего учения дарвинисты должны были найти «переходную ступень между обезьяной и человеком». Они начали рыться в земле, тревожить прах давно усопших поколений, однако не обнаружили никакой «переходной ступени», если не считать нескольких скелетов несчастных уродцев, которые вполне могли бы принадлежать к существующим кое-где и ныне полудиким племенам. Даже разрекламированный дарвинистами на весь мир питекантроп при ближайшем рассмотрении оказался чьей-то лукавой подделкой. Полный же крах эта лживая теория потерпела с появлением генетики. 

Генетика – высший раздел современной биологии – открыла удивительный ключ к живым организмам, так называемую генетическую структуру. Этот ключ содержит в себе множество сведений о своем носителе: его род и вид, в каких условиях он может жить, что пить и чем питаться, каковы были его ближние и дальние предки, каковы его основные особенности, то есть характер. Генетические структуры настолько малы по своим размерам, что кажутся почти нематериальными. Все гены ныне живущего человечества, если бы их сложить вместе, уместились бы в одном наперстке, и однако же в этом наперстке отразилось бы все море многообразия человеческих личностей. 

Так, все пристальнее вглядываясь в глубины мироздания, наука на бесстрастном языке своих формул и выводов научается свидетельствовать бытие Творца и воздавать хвалу Вседержителю. Так земной пытливый ум стремится подняться к тому сокровищу, которым издревле обладает святая вера. «Бог есть существенное, безначальное, бесконечное, непостижимо, вечное, неизменное, высочайшее Добро, от Которого как от источника, происходит все доброе, видимое и невидимое; на Небе и на земле», – говорит святитель Тихон Задонский, постигавший тайны Господни чистым и зрячим сердцем. 

До недавнего времени атеизм горделиво нацеплял на себя ярлычок: «научный». Но что теперь? Что ответят атеисты современной науке? История и археология приносят все больше свидетельств об истинности Воскресения Христова – они не верят. Физика убедилась в сотворенности видимого мира и бытии мира духовного – они не верят. Биология и медицина говорят о Господе Жизнодавце, о бессмертии человеческой души – а они опять-таки не верят. У них на глазах вершатся преславные чудеса Божии – а они не верят, не верят, не верят… 

Во что верят эти заблудшие, упрямо не доверяющие ни науке, ни Самому Всевышнему? На деле они верят только в смерть, в полное уничтожение человека. Какая мрачная и жестокая религия – атеизм! Таков губительный самообман падшего человеческого рассудка: жалкая попытка, напакостив в этом мире, убежать от возмездия, раствориться в «ничто». Увы! Какое страшное разочарование ждет этих несчастных. Человек – вершинное творение Всемогущего Господа, и он не может совершенно уничтожиться: тех, кто не устремится к Божественному Свету, ждут вечные муки в обиталище врага Божия, человекоубийцы-диавола. 

«Нет Музыканта, а откуда гармония на лире мира? Нет Ваятеля, а как же люди, словно живые изваяния, наполняют мир? Нет Возницы, а как движутся колесницы стихий? Нет Творца сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет Создателя, а откуда красота создания? Все, что бывает и делается в мире, имеет установителей – и только мир не имеет Управителя? Если не хочешь знать Бога, что ты делаешь в Его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его Хозяина?» – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. 

Священное Писание определяет безбожие как форму безумия: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1). Неверующие попросту выталкивают из своего сознания единственно важные вопросы бытия – о смысле жизни и неизбежной смерти. Такие люди заботятся лишь об удовлетворении потребностей и похотей тела, низводят сами себя на уровень неодухотворенных животных. Бывают состояния и более страшные: когда человек упорствует в поисках какой-то «духовности» за пределами Божественного Откровения. Пошедший этим кривым путем часто оказывается в сетях демонов, и духи злобы, глумясь над ним, доводят его до полной потери рассудка или самоубийства. Таков был конец двух мрачнейших лжеучителей: Фридрих Ницше окончил земные дни жалким безумцем, а Зигмунд Фрейд уговорил своих же родственников «прикончить» его. 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), подвижник и видный церковный иерарх, был также выдающимся врачом. В сферу медицинских интересов Высокопреосвященного Луки входила психиатрия, и вот что он пишет: «Если сердце лишено Божией благодати, а воспринимает оно из сверхчувственного мира не внушения Духа истины и добра, а расположено к восприятию духа зла, лжи и гордости, то безумие рождается и обитает в нем». 

Самомнение и праздное любопытство в области, касающейся духовного мира, – это страшнейшая опасность для человеческой души. Если в земном мире добро и зло почти повсеместно смешаны, то область духа расколота непроходимой пропастью между Господним Царством Света и сатанинским княжеством мрака. Своевольный поиск «чудес и знамений» часто приводит человеческую душу к вечной погибели. Все, что мы именуем «чудом», то есть нарушение привычного для нас хода явлений, – это простейшие вещи для духовных сил, возможности которых в материальном мире безграничны. Однако силы добра никогда не совершают «чудес ради чудес»: их зримое проявление всегда имеет смысл – благодатной помощи людям, воспитания или предостережения от пагубы. Демоны же являют бессмысленные или устрашающие «фокусы», а также сеют соблазн – и только тогда, когда люди сами устремляются в их ловушки, ибо только в этом случае Бог попускает бесам творить их «чудеса». Вот почему так опасно обращение к колдунам, проводникам «черной духовности», которых сейчас именуют экстрасенсами, – обращаясь к ним, человек сам распахивает свою душу для вторжения духов злобы. Святые отцы предостерегали от принятия любых демонских «подарков», будь то удача в делах или излечение от болезни. «Как работорговцы, предлагая малым детям пирожки и сладкие фрукты, часто уловляют их такими приманками, чтобы лишить свободы и даже самой жизни, – так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души», – предупреждает святитель Иоанн Златоуст. 

В мире духовном надежным руководителем для человека является только Святая Церковь Христова. Если наука только-только начинает проникать за полог вещественности, то многовековой опыт Церкви простирается именно в сферу духа, и все внешние установления церковной жизни служат лишь необходимым подспорьем в духовном совершенствовании христиан. Матерь-Церковь питает верных истинно насущным «хлебом вечной жизни», ведет их к спасению – что рядом с этим бессмертным благом все богатства и все знания временного земного существования и обреченного на уничтожение нынешнего земного мирка? 

Истины науки могут послужить доброй опорой для утверждения человека на пути спасения, но если он вздумает ограничиться только этим – он собьется с правильной дороги и рухнет в геенну. Умножь в нас веру (Лк. 17, 5), – взывали ко Христу святые апостолы. Без веры невозможно постичь волю Божию, невозможно стяжать Его благоволение. Вера включает в себя истины, превосходящие человеческий разум, требующие простого приятия, ибо Бог неизмеримо выше любого из Своих созданий. Пытаться нашим умом вполне постичь Премудрость Божию – все равно, что силиться влить океан в глиняную кружку. По слову святителя Василия Великого, «если мы станем все измерять своим пониманием и вовсе не предполагать даже и бытия того, что непонятно для мысли, исчезнет награда надежды». 

Для постижения основ любой науки необходима долгая учеба – в школе, в институте, да и потом необходимо постоянно освежать в памяти приобретенные знания. Неужели же наука Вечной жизни, святая вера не требуют ни подготовки, ни упражнения? Сетующий, что не имеет веры, попросту заявляет о своей духовной лености. И если обычная лень может ввергнуть человека в нищету на время земной его жизни, то нерадение в деле спасения готовит ему несравненно худший вечный удел. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которым доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющему деятельное познание христианства». 

Приготовить себя к стяжанию веры – это значит очистить свое сердце от всякого зла и греха, ибо в мутном зеркале не отразится Пречистый Господь. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, – в этих словах Сына Божия мы видим два равно необходимых условия нашего спасения. Да, во Святом Крещении наша природа таинственно обновляется для восприятия Божественного Света, без этого дара Господня мы так и остались бы рабами своих страстей, невольниками человекоубийцы-диавола. Но что нам пользы в этом священном даре, если мы потом уже своей волей подчинимся отцу лжи, поддадимся греховным соблазнам? Вера – также великий дар Божий, ниспосылаемый только хранящим себя от скверны: по слову святителя Василия Великого, «мы только тогда можем быть истинно верующими, когда на деле исполняем данное при Крещении обещание отречься от сатаны и всех дел его и всего служения его». 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Спаситель обетовал: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов… будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17–18). Вся история Церкви Христовой наполнена такими и еще большими чудесами, совершавшимися по молитвам святых подвижников Господних. Недавно наука засвидетельствовала истинность одного из древнейших чудес, казавшихся приземленному рассудку уже совершенно невероятным: по молитве Иисуса Навина Всевышний остановил солнце, и вот сейчас астрономы вычислили «день остановленного солнца», бывший во всемирной истории лишь единожды – и именно во времена вторжения израильтян в Палестину. Конечно, истинная вера, простая вера чистого сердцем человека не нуждается ни в каких научных или сверхъестественных доказательствах – она выше и глубже. Но такая вера, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей над немощными помыслами человеческими». 

В нас, заразившихся метаниями и страстями смутного времени, нет этой святой простоты, наш лукавый рассудок все ищет чудес, которые мы могли бы увидеть своими глазами. Так что ж? Сейчас в российских храмах и монастырях слезоточат десятки чудотворных икон Пресвятой Богородицы – Сердобольная Владычица плачет о неверии и нераскаянности народа, о грозящей нам всем погибели. Каких нам надобно еще знамений? Или мы хотели бы увидеть Самого Господа Иисуса? Но Сын Божий во второй раз явится на землю уже не в рабьем обличьи, а как Праведный Судия мира и дел его. В час Страшного Суда уже не будет ни неверующих, ни маловерных, ибо все человечество увидит Господа во Славе, но для многих эта вера окажется бесполезной, ибо в час Судный будет поздно каяться и спасать свою душу. 

Так очнемся же от греховных снов наших, прибегнем к Всемилостивому Богу с мольбой о прощении, пробудимся же от пагубного маловерия к чистоте святой веры христианской. Тогда не повредят нам смертоносные яды соблазнов лукавого времени, отшвырнем мы от себя прельщения сатанинские на пути в блаженное Царство Отца и Сына и Святого Духа. Ведь никакие земные испытания не страшны человеку с твердой верой, ибо он хвалится и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3–5). Аминь.