Слово на 4-е евангельское чтение на воскресной утрени, о поиске Спасителя

Что вы ищете живого между мертвыми?
Лк. 24, 5

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Царством смерти можно назвать ветхозаветный мир. До преславного Воскресения Христова взору человека представлялась лишь короткая и зачастую бедственная жизнь, а затем неминуемое схождение в шеол, преисподнюю, темную, как самая тьма (Иов. 10, 22). Лучшие умы и сердца древности мучились сознанием пустоты, безысходности лежащего во зле мира, где праведник страдает, а нечестивец торжествует, и обоих одинаково поглощает гроб. Ощущение бессмысленности бытия, обреченного кануть во мрак, вызвало скорбные размышления Екклезиаста и его страшное изречение: Псу живому лучше, чем мертвому льву (Еккл. 9, 4). 

Смерть впустили в мир первые люди, Адам и Ева. Они и их потомки предназначались Творцом для вечного счастья, должны были стать мудрыми властителями всего вещественного мира – и променяли это счастье на диавольскую приманку. Отпадение наших прародителей от Небесного Отца заразило род человеческий наследственной бациллой греха, приводящей к смерти. Так люди отлучили себя от Царства Отчего и заблудились в безблагодатном мире, не в силах обрести дорогу к былому счастью, взывая к Небесам о Проводнике, Который указал бы им выход из окружающего мрака. Весь путь ветхозаветного человечества есть поиск своего Спасителя. 

Нам, просвещенным Светом Христовым, ветхозаветная жизнь может показаться нечистой и жестокой: здесь и многоженство древних царей и патриархов, и грубость обрядовых установлений, и страшные по своей жестокости убийства и даже избиения целых народов – подобное среди сынов Нового Завета, обладающих Откровением Божественной Любви, попросту немыслимо. Однако при всем своем несовершенстве «ветхая» праведность имела в очах Всевышнего особую цену. То было стремление к справедливости, жажда правды ради правды, не ожидавшая вечной награды. Совесть, являющаяся голосом Божиим в человеческой душе, пробуждалась в ветхозаветных людях и подвигала их на бескорыстное служение Творцу. Вершинными явлениями такой праведности стало житие святых пророков Илии и Иоанна Крестителя, совершенно отсекавших от себя радости, предлагаемые зараженным грехом миром, ради порыва к Незримому Пречистому Свету. И эта «ветхая», но пламенная правда взывала к Правосудному Господу о ниспровержении мирового зла. Так из глубины вдохновенного сердца воспевал псалмопевец Асаф к Всевышнему: Я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои (Пс. 72, 23–28). 

И Милосердный Господь услышал зов ищущих Его, Сам Сын Божий сошел в падший мир, оделся в немощное человеческое тело, чтобы избавить людей от владычества греха и смерти. 

Царь Небесный ждал от Своих созданий не корыстного поклонения Его Всемогуществу, а чистой любви к Создателю. Смиренный образ Иисуса Христа привлекал к Себе не гордых и самодовольных, а добрых и любящих. Таковы были последователи Сына Человеческого, медленно прозревавшими сердцами угадывавшие: именно Он – Мессия, Избавитель, Победитель мирового зла, которого люди ждали со времен грехопадения Адама. 

Однако разум тех, кто пошел за Христом, все еще сковывала мертвенность. Да, они знали пророчества о страданиях и последующей Славе Мессии, помнили слова пламенного Исаии: От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа моего претерпел казнь… На подвиг Души Своей Он будет смотреть с довольством; Он… оправдает многих (Ис. 53, 8, 11). Сам Божественный Учитель говорил им о грядущем Своем уделе: Сыну Человеческому должно много пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Лк. 9, 22). Но эти слова касались лишь слуха учеников, не затрагивая сердец, все еще порабощенных мыслью о могуществе смерти. 

И вот, когда Спаситель умер на Кресте, избранников Его охватило отчаяние. Неужели и этот Светлейший из людей покорился смерти, ушел в мрачный шеол? Безысходно было горе поклонников Распятого, ибо они горячо любили Его как Человека, но не сумели поверить Ему как Богу. Они горько плакали и рыдали все – и мужчины, и женщины. Но женская скорбь была нежнее и деятельней: плача, женщины собирали деньги, покупали погребальные благовония, готовились идти ко гробу, чтобы умастить благоуханным миром тело любимого Учителя. 

Тем временем вершились несравненные деяния Сына Человеческого. Всевластная Душа Христа Искупителя действительно вступила в преисподнюю, но только чтобы разрушить врата шеола, освободить из тьмы праведников Ветхого Завета. Эти древние искатели Истины обрели нежданную великую награду и возликовали о Господе Милующем. Они восстали из бездны: сначала к жизни земной, а потом к блаженству Горнего Царства – святые Сиф, Ной, Лот, Авраам, Моисей, Давид, Даниил и еще многое множество, и среди них Адам и Ева, прощенные и восстановленные в изначальном величии. Они воскресли, они вошли в восстановленные Богом тела свои и явились на земле, дабы засвидетельствовать Славу своего Избавителя, а затем устремиться за Ним в Отчее Царство: и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Так совершилась победа Иисуса Христа над адом. Оставив позади бессильную злобу диавола и бесовских полчищ, Всепобеждающий Спаситель с легкостью воскресил и Свое Тело – препобедил смерть и верным Своим возвестил грядущее их воскресение. 

А жены-мироносицы шли ко Гробу Господню с кувшинами благовонного масла, продолжая плакать. Но Победителю смерти, Воскресшему Христу уже нечего было делать в гробовых пещерах. И когда скорбящие женщины достигли гробницы, их ждало не мертвое тело, а Ангелы Божии в светоносных одеждах, обличившие их «ветхое» маловерие: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее (Лк. 24, 4–5). 

Только тогда жены-мироносицы вспомнили… слова Его (Лк 24, 8). Только тогда скорбь любящих сердец сменилась радостью – радостью нежданной и неслыханной, радостью бесстрашной и неколебимой, бессмертной радостью о Воскресшем Господе. И это счастье разлилось по всему человечеству, сделалось неотъемлемым достоянием рода христианского. 

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Искупленные Пречистой Кровью Спасителя, люди перестали быть рабами греха и смерти. Ни злоба мира, ни мрак могилы уже не страшат верных, ибо они знают об истинном смысле земной жизни, являющейся только кремнистой тропинкой к вечности. Сын Божий победил смерть и ад и даровал Своим последователям возможность той же победы. «Не бойся смерти, потому что Бог все уготовал, чтобы тебе быть выше ее», – говорит преподобный Исаак Сирин. Кончина христианина не только не ужасна, но блаженна. По слову святителя Иоанна Златоуста, «тот, кто хочет перестроить развалившийся дом, наперед выводит из него живущих, потом разрушает его, и снова воздвигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, а еще радуются, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, хотя еще и невидимое здание. То же творит и Бог; Он разрушает наше тело, и сперва изводит живущую в нем душу, как бы из некоего дома, дабы потом, воздвигнув его в лучшем виде, снова ввести в него душу с большею славою. Итак, будем обращать внимание не на разрушение, но на будущую славу». 

Однако для достижения спасения христианину в земной жизни требует стойкость и предельная осторожность. Диавол-убийца побежден Воскресением Христовым, но стремится лукавыми соблазнами привлечь к себе нестойких, неразумных и тщеславных. Этот мир по-прежнему исполнен бесовских прельщений, и много труда нужно каждому, чтобы не увязнуть в трясине греха, не захлебнуться в жиже лжеучений, не дать сатане увлечь себя в бездны преисподней. 

Что вы ищете Живого между мертвыми? – этот упрек вестников Божиих обращен ко всем нам. Мы, знающие учение Христа Воскресшего, тем не менее уныло копошимся во прахе житейских забот, забываем о Вечной жизни ради преходящего. Мы, помнящие заповеди Господа Правосудного, тем не менее постоянно впадаем в пагубные страсти, хотя все утехи телесные, да и сами земные тела наши обречены гробу. Но еще дальше от Единого Господа отстраняют нас тщеславные умствования, уводящие нас с указанной Спасителем дороги в Горняя. 

 

Сам Господь и Спаситель наш предостерегает: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте (Мф. 24, 24–26). 

А мы, неразумные, часто готовы бежать со всех ног, едва услышим приманчивые слова: «культура», «мудрость», «духовность». Да, вне ограды Святой Матери-Церкви нас действительно может ожидать встреча с некой «духовностью», но это духовность, творимая духами злобы поднебесными. Может встретиться и «мудрость» – коварство диавольское. Есть там и своя «культура», замешанная на отступничестве, ереси, безбожии и даже сатанизме. 

Коварные лжеучения, вдохновленные силами зла, научились использовать в своих целях даже наименование «христианство». Преподобный Игнатий Богоносец говорит:

«К яду своего учения еретики примешивают Имя Христа, чем и приобретают себе доверие, но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть. 

Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись бы ветвями Креста, и плод их был бы нетленен. Крестом Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он. Итак, прошу вас не я, но Любовь Иисуса Христа – питайтесь одной чистой пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. 

Если же кто не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие. Избегайте коварства и ухищрений князя века сего, чтобы вы, будучи подавлены его мыслями, не ослабели в любви». 

В нынешнем мире – многое множество религиозных течений и движений, проповедники которых возвещают: «Вот, Христос у нас, в наших потаенных комнатах!» Кому же верить? Ответ прост: верить можно только тому установлению, которое ведет свое происхождение от времен Самого Христа Спасителя и Его апостолов. Таковой является только Вселенская Православная Церковь, основанная Господом нашим Иисусом Христом. Десять веков протекло со времен апостольских, когда совершилось римо-католическое отступничество, и полтора тысячелетия отделяют от Христа зарождение протестантских сект, стремительно размножающихся с XVI века и доныне. 

Епископы Рима, впавшие в бесовскую прелесть гордыни, объявили себя «непогрешимыми наместниками Бога на земле». Один из них, папа Павел IV, заявил, что «римский первосвященник обладает полнотой власти над племенами и царствами и всех судит». Так римо-католики поклонились идолу в папской тиаре, у которого они целуют туфлю. Место Бога Живого в учении этих заблудших занял смертный человек, оттого в римо-католицизме мы видим все большее омертвение веры. 

Протестанты вообще разорвали связь времен, как будто Церкви Христовой не существовало во все пятнадцать веков до их появления. Под увеличительным стеклом своих умствований они стали разглядывать каждое слово Библии. Большинство их домыслов впоследствии было опровергнуто филологической и исторической наукой, однако именно на протестантской «библейской критике» основали свои попытки поругания Священного Писания атеисты. В начале нынешнего века опрос протестантских пасторов города Нюрнберга показал, что большинство их просто не верит в Бога. Немецкое слово «пастор» равнозначно славянскому «пастырь», «пастух». Но куда могут завести свое неразумное стадо подобные пастухи? 

Каждая протестантская ересь представляет собой лишь фрагмент Божественного Откровения, искаженный лукавым человеческим мудрованием. В стенах протестантских молелен нет ни Божественных Таинств, ни знака Креста Христова, ни святых икон. Их проповедники в совершенстве владеют актерским искусством, но в их речах нет души, и не доходит до них вопрошание ангельское: Что вы ищете Живого между мертвыми? 

Прямым поклонением смерти явился материализм. Делались попытки прикрыть сатанинскую жестокость этой теории какой-то «моралью», но ничем не удалось скрыть чудовищной сути. Какая может быть нравственность в мире, где царствует погоня за материальным, то есть за телесными утехами? Обман и грабеж, насилие и убийство – все оправдано там, где забыли Бога. Обманувший себя верой в загробное небытие, человек рвется насладиться, пока жив, и лишь уголовный кодекс ограничивает разгул его страстей. Недаром с таким треском провалились потуги материалистов создать «рай на земле», насадить «социальную справедливость» в обезбоженных обществах, пропитанных завистью и потребительством. 

Вслед за материализмом в гибнущем мире рождаются и явные формы поклонения человекубийце-диаволу. Вот по нашим улицам разгуливают кришнаиты в ярких одеждах, предлагающие книги в ярких обложках. Что в тайниках их учения? Среди множества других – культ «богини» Кали, демона зла разрушения. Или экстрасенсы, соблазняющие множество непросвещенных людей, – кто они, как не колдуны, проводники бесовских «энергий», смертоносных для души человеческой? Или же НЛО – еще одна злобная игра материализовавшихся демонов. Теософы и оккультисты, составители гороскопов и заклинатели мертвецов – не счесть вокруг подобных прислужников «князя тьмы». Да упасет нас Бог от всей этой гибельной «духовности»! Будем помнить слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Все демонические проявления имеют такие характерные признаки, что опасно проявлять к ним даже слабый интерес; от одного только внимания, даже без какой-либо симпатии, можно запечатлеть в душе пагубное впечатление и подвергнуть себя страшному искушению». 

Со времен Преславного Воскресения Христова человечеству уже не надо искать своего Спасителя. Победитель смерти и ада всегда среди нас, Он незримо присутствует в Церкви Своей. Только своими грехами и неразумием мы можем оттолкнуть милующую руку Господню, ведущую нас к Вечной жизни. 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Немногое требуется от нас, чтобы получить величайшую награду в Небесном Царстве. Мы должны отказаться от вещей мертвых и губительных ради послушания Жизнодавцу Господу. Если соблюдем мы заповеди нашего Доброго Наставника и Брата по человечеству, Иисуса Христа Воскресшего, то в урочный час воскресит Он и нас для всерадостного бессмертия. 

Испытательный срок земной жизни дан нам для того, чтобы и мы сами потрудились над духовным своим возрождением, предочистились для приближения к Пречистому Божеству. Будем же с терпением и радостью нести это благое и легкое бремя Христово (см.: Мф. 11, 30), воспевая благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15, 57). Аминь.