Они удерживали Его, говоря: останься с нами,
потому что день уже склонился к вечеру.
Лк. 24, 29
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Не с ласковым словом привета, но со строгой укоризной обратился Воскресший Иисус к апостолам Луке и Клеопе, уныло бредущим по дороге в Еммаус. Апостолы не узнали Божественного Учителя, глаза их были удержаны (Лк. 24, 16) из-за их тогдашнего маловерия и малодушия. И Иисус Сладчайший, Добрый Пастырь, хлестнул Своих унылых учеников, как бичом, упреком: о, несмысленные и медлительные сердцем (Лк. 24, 25). Но что же? Обиделись ли апостолы на слова Неузнанного Спутника? Нет, эти агнцы Христовы не шарахнулись в сторону от обличений, но послушно и радостно пошли за Ним. Они сердцем почувствовали Его и смиренно последовали за своим Пастырем.
Сердца апостолов мгновенно воспламенились от слов Таинственного Спутника – не чадящим костром задетого самолюбия, но благодатным огнем надежды. Их любовь была несравненно более зоркой, чем затемненные печалью глаза. И чем дальше шли они рядом с Чудесным Странником, тем жарче становилось в их сердцах это благодатное горение. Он же, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27). Души учеников уже просветлила вспышка стыда, покаяние в малодушных сомнениях, порожденное справедливыми Его укорами. И вот теперь при свете сердечного горения в их умах оживали слова древних пророчеств, наполняясь могучим звучанием. В них пробуждалась казавшаяся прежде немыслимой надежда на новую встречу с любимым Учителем праведности, просыпалась невероятная вера в Воскресение Иисуса – и они были бесконечно благодарны Таинственному Попутчику.
Так, внимая сладостным словам Его, достигли апостолы селения Еммаус, где собирались остаться на ночлег. Продолжая испытывать учеников, Спаситель показывал вид, что хочет идти далее (Лк. 24, 28). Тут на апостолов снова напал страх, они испугались, что Чудесный Спутник покинет их во тьме и сиротстве и тогда погаснет в них только что затеплившийся благодатный огонь надежды и веры. И святые Лука и Клеопа начали смиренно молить Его: Останься с нами, ибо день уже склонился к вечеру (Лк. 24, 29). Воскресший Спаситель внял мольбе Своих учеников, Он остался с ними.
Изъясняя неузнанность Христа апостолами на пути в Еммаус, святитель Григорий Двоеслов говорит: «Господь явился для телесных очей в том самом виде, в каком Он был пред их очами душевными. Они в душе своей и любили Его, и сомневались в Нем; и Он теперь был пред ними, и оставался неизвестным». Но в конце этого пути апостолы уже были готовы к встрече с Воскресшим Господом; Он испытал их смирение, вызвал их покаяние, видел чистый огонь любви, пылавший в их сердцах.
И вот, когда Воскресший Христос преломлял и благословлял хлеб для Своих учеников, открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24, 31). Спаситель тотчас же стал невидимым для них, Он словно бы исчез, но оставил им радость Воскресения Своего, уже немеркнущую. И в сиянии этого счастья святые Лука и Клеопа сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге? (Лк. 24, 32).
Дорогие во Христе братья и сестры!
Урок за уроком можем мы черпать из этого недолгого, но таящего в себе благодатные глубины евангельского повествования, если только в сердцах наших затеплится хотя бы искра того священного огня, что пылал в сердцах святых апостолов на пути в Еммаус.
Какое смирение явили ученики Христовы, услышав суровый и справедливый упрек в малодушии от Таинственного Спутника! Ни тени обиды, ни толики раздражения, но очистительный стыд и спасительное покаяние! Вот истинный пример того, как должен принимать христианин укоризны в грехах его. Да, на словах и мы бываем смиренными – на исповеди, склоняя головы под всепрощающую епитрахиль, заученно произносим: «Во всем грешен». Однако стоит духовнику или кому-нибудь из ближних «наступить нам на любимую мозоль», то есть коснуться самого корня наших пороков, – куда девается показное наше смирение? Какая гордыня вдруг вспыхивает в нас, каким гневом на «обидчика» воспламеняемся мы – и чуть не кулаками готовы отстаивать мнимую свою правоту. И так, вместо того чтобы устыдиться и спасительным покаянием вырвать из своего сердца гнилой корень порока, мы громоздим грех на грех, и тем делаем себя чуждыми милосердию Господню. Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение блуждает (Притч. 10, 17), – сказано в Священном Писании. Смирим же душепагубную гордыню свою, враждебную людям и противную Богу, да обретем в смирении путь к вечности.
Многие истины христианства кажутся нам непонятными, они словно бы закрыты для нас. Но так ли мы приступаем к Божественному Откровению, как надлежало бы, с чистым ли сердцем прикасаемся к святыне? Ум святых Луки и Клеопы раскрылся к пониманию Писания, когда сердца их обожгло покаяние и воспламенила любовь к Господу. Богопознание недоступно для праздных умствований, оно – для тех, кто всем сердцем ищет Спасителя и готов последовать заповедям Его. Итак, если возгоримся мы святой любовью христианской, раскроются для нас и тайны Божественного Учения Любви.
До встречи с Воскресшим Спасителем ученики его брели по дороге в Еммаус, охваченные тоской и страхом. Вот так же и мы уныло плетемся по жизненным тропам среди забот и горестей, пока наконец не встретимся с Господом Воскресшим, дарующим и нам воскресение к Вечной жизни. Но вот загорится ли сердце наше при встрече со Спасителем?
А между тем Таинственный Спутник, Божественный Учитель находится рядом с нами, куда бы ни завели нас извилистые дороги земной жизни. Всемилостивый Господь близко, Он готов простить раскаявшегося, вернуть на правый путь заблудшего, даровать светлую радость скорбящему, поддержать усталого. Но Спаситель наш Иисус Христос никого не спасает насильно, никого не принуждает слушать Себя – Вселюбящий Сын Божий ждет от людей ответной любви.
Со страниц Евангелия доносятся до нас слова Доброго Пастыря – то милостивые, то предостерегающие, то строгие, но всегда спасительные. Однако уподобляемся ли мы святым Луке и Клеопе, часто ли говорим Божественному Собеседнику: останься с нами (Лк. 24, 29)? Часто ли открываем дарованную Им Книгу книг, Учебник Вечной жизни, Святое Благовествование? А если нет, если мы не слушаем голоса своего Спасителя, то надо ли удивляться, что сбиваемся мы с пути и души наши тонут в болотах уныния.
Останься с нами, ибо день уже склонился к вечеру (Лк. 24, 29), – так молили апостолы Таинственного Спутника, пугаясь темноты и одиночества. Но ведь земные дни каждого из нас неотвратимо «склоняются к вечеру», близится грозный час смертный. Даже тех, кто сегодня еще здоров и молод, в любой час может настигнуть внезапная кончина, ибо кто ведает судьбы Божии? Но удостоимся ли мы пред лицом вечности всерадостного и всеспасительного благословения Иисуса Сладчайшего, которого некогда сподобились святые Лука и Клеопа? Потщимся же, пока Милосердный Господь еще длит земные дни наши, прибегнуть к Нему и снискать Его благоволение, дабы не стать нам добычей геенны огненной.
На еммаусской вечери Воскресший Иисус взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24, 30). В этом благословении земного хлеба видится напоминание о Святом Хлебе Жизни, даруемом верным в Причастии Тела и Крови Христовых. Предложив апостолам благословенный хлеб, Воскресший Господь стал невидим для них (Лк. 24, 31), но вселил в их сердца радость
Божественную. Вот так же Спаситель незрим для телесных очей, но въяве предстает духовному взору в Животворящих Своих Таинах. И путь к такой величайшей встрече, к этому блаженному единению с Господом доступен для всех верующих, ибо для всех призывно открыты двери православных храмов, где вершится Таинство Святой Евхаристии.
В горении любящих сердец, храня в себе ощущение близости Спасителя, призваны христиане совершать земное свое странствие. И как необходимо нам на кремнистом этом пути блюсти чистоту своих дел и помыслов, от которой происходит зоркость духовная, ибо мы ходим верою, а не видением (2 Кор. 5, 7), устремляясь к тому, чтобы в Горних обителях узреть Лице Божие (см.: Откр. 22, 4). Аминь.