«

»

Май 11 2022

НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПАСХЕ.
Глас 2 й. СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА

Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто — с 8 марта. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году 8 мая).

В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников «равенства любой ценой» такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим «догматическим предрассудком» уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита — нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе встречаются следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина — не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина — просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из «праха земного», затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все — и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

День жен-мироносиц — прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.